Правительство определилось с основным инструментом поддержки НПЗ

Законопроект, вводящий инвестиционный коэффициент для нефтеперерабатывающих предприятий, поступил на рассмотрение в Госдуму. Ранее документ был рассмотрен и поддержан правительством РФ.

Получателями инвесткоэффициента в 1,3 к ставке обратного акциза на нефтяное сырье, согласно тексту документа, станут предприятия, которые заключили соглашения о модернизации своих мощностей с Минэнерго РФ. В качестве "входного барьера" установлена мощность по переработке сырья "в объеме более 600 тыс. тонн", начиная с 2017 года.

Что не менее важно, совокупные инвестиции в модернизацию НПЗ в период с 1 июля 2014 года по 1 января 2024 года должны составлять 60 млрд рублей и более. Первоначально ведомства обсуждали вложения в объеме 50 млрд рублей и более. В учет принимаются установки вторичной переработки нефти. Таким образом, претендовать на получение инвесткоэффициента смогут действующие в РФ заводы, которые планомерно проводили модернизацию мощностей с целью наращивания выпуска автомобильного топлива и других маржинальных нефтепродуктов.

"После 1 января 2022 года не допускается внесение изменений в соглашение о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, за исключением изменения сроков реализации мероприятий, указанных в соглашении, но не более чем на шесть месяцев по сравнению со сроками реализации данных мероприятий, зафиксированных в соглашении о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей по состоянию на 1 января 2021 года", - уточняется в документе.

Контроль за соблюдением соглашений о модернизации возлагается на министерство энергетики, которое в срок до 1 июля на ежегодной основе должно отслеживать "выполнение мероприятий".

"Минэнерго берет на себя обязательства по мониторингу проводимых работ. В случае, если инвестор не выполнит свои обязательства, он не просто потеряет возможность получать обратный акциз, он будет вынужден его вернуть. Инвесткоэффициент - это не условная "подачка" для отрасли, это действие, направленное на стимулирование объемов производства светлых нефтепродуктов, на прирост инвестиций и создание добавленной стоимости. Цели раздавать деньги просто так – у нас нет", - говорил в интервью RUPEC заместитель министра энергетики Павел Сорокин.

"После завершения мероприятий, предусмотренных соглашением о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, отношение объема производства автомобильного бензина класса 5, производимого из нефтяного сырья, направленного такой организацией на переработку, к объему нефтяного сырья, направленного на переработку, по итогам каждого года будет составлять не менее 0,1", - уточняется в документе.

Отметим, что проработка механизма инвесткоэффициента была инициирована после совещания у действовавшего тогда вице-премьера Дмитрия Козака в конце августа 2019 года. За разработку ответственными были назначены Минфин и Минэнерго.

Согласно предварительным расчетам министерства финансов, общая сумма возмещения НПЗ может составить 47,1 млрд рублей до 2025 года. Из законопроекта следует, что максимальные расходы федерального бюджета на возмещение нефтеперерабатывающим предприятиям обратного акциза на нефтяное сырье, с применением с 1 июля 2020 года дополнительного инвестиционного коэффициента могут составить 161 млрд рублей в 2020-2024 годах.

Предполагается, что при цене на нефть $30 за баррель и курсе 77,5 рублей за доллар максимальные расходы бюджета в 2020 году составят порядка 10 млрд рублей, в 2021 году - 23 млрд рублей, в 2022 году - 32 млрд. рублей, в 2023 году - 42 млрд рублей и в 2024 году - 54 млрд рублей. Расчеты остаются конфиденциальными.

При этом новые стимулы для нефтепереработки, как ожидается, позволят увеличить инвестиции в отрасль и к 2025 году нарастить выход светлых нефтепродуктов до 75-80%.

"Мы уверены, что после вступления в силу законопроекта об инвестиционном коэффициенте, вложения во вторичные процессы нефтепереработки превысят 1 трлн рублей. Это более 30 установок. Если раньше экономика модернизации нефтепереработки не всегда "летала" - capex большой, срок окупаемости длительный, а цены волатильны, - то с учетом коэффициента 1,3 существенная часть затрат на модернизацию сможет окупиться", - говорил осенью П. Сорокин.

© 2024 Арсенал - группа компаний