Комитет ГД одобрил законопроект об обратных акцизах на СУГ и этан

Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части, применяемой при определении обратного акциза на этан и на сжиженные углеводородные газы.

Как сообщает ТАСС, Госдума может рассмотреть законопроект, разработанный совместно Минфином и Минэнерго, на заседании 15 сентября. Ранее "Интерфакс" отмечал, что законопроект поступит на рассмотрение ГД 16 сентября.

Как отмечалось на сайте Кабмина, данный законопроект направлен на развитие нефтегазохимического комплекса России.

Законопроектом предлагается установить в отношении переработчиков этана или СУГ налоговый вычет при введении ими мощностей после 1 января 2022 года в объеме не менее 300 тыс. тонн по сырью, либо осуществлении инвестиций в размере не менее 65 млрд рублей с января 2022 года по конец декабря 2027 года, что должно быть прописано в соглашении с Минэнерго РФ (должно быть заключено до 2023 года).

Важным дополнением к одной из предыдущих версий документа является индексация ставки акциза на СУГ в случае, если совокупная первоначальная стоимость производственных мощностей по переработке СУГ превышает 110 млрд рублей. Законопроектом предусмотрена ежегодная индексация ставки акциза на СУГ с 2024 года (4,5 тыс. рублей) к 2027 году (7,5 тыс. рублей). Ставка акциза на этан составит 9 тыс. рублей за тонну и индексации не будет подлежать.

Ранее рассматривался вариант законопроекта, по которому для сжиженных углеводородных газов ставка акциза будет планомерно увеличиваться с 4,5 тыс. рублей с 1 января 2023 года до 7,5 тыс. рублей с 1 января 2026 года. При этом для компенсации бюджетных потерь Минфин предполагал ввести НДПИ на попутный газ в размере 50 рублей за 1 тыс. кубометров, к 2026 году размер платежа мог увеличиться до 150 рублей. Минэнерго возражало против дополнительного налогообложения ПНГ.

Позднее Минфин внес поправки в законопроект об отрицательном акцизе на газовое сырье, в соответствии с которыми отрицательный акциз на СУГ составит 4,5 тыс. рублей с 2022 года без дальнейшего увеличения и без бюджетной компенсации в виде НДПИ на попутный нефтяной газ. Как было указано выше, в текущей версии при инвестициях в переработку СУГ свыше 110 млрд рублей - ставка акциза будет индексироваться.

Выпадающие доходы бюджета от обратного акциза на СУГ составят в 2022–2024 годах порядка 40,4 млрд рублей, исходя из объемов потребления сырья на уровне 3,2–3,5 млн тонн в год, о чем говорится в пояснительной записке к законопроекту. Выпадающие доходы от обратного акциза на этан оцениваются почти в 53 млрд рублей в 2022–2024 годах. Никаких мер компенсации этих выпадающих доходов не предусмотрено.

Счетная палата в недавнем отзыве на законопроект рекомендовала обосновать параметры обратного акциза на СУГ и этан, прописать источники финансирования.

Глава комитета по энергетике Павел Завальный заявил журналистам, что закон будет принят до конца года. Он также поддержал идею включения в этот перечень и метана, направляемого на газохимию.

В настоящее время в России прорабатывается сразу несколько крупных проектов, которые заинтересованы в обратных акцизах на газовое сырье: Амурский ГХК СИБУРа (компания отмечала, что финальное решение о конфигурации будет напрямую зависеть от создания льготных условий для переработчиков газового сырья); Иркутский завод полимеров ИНК; Балтийский химический комплекс "РусГазДобычи".

По предварительным оценкам Минэнерго, инвестиции российских компаний в нефтегазохимические проекты в период 2020-2030 годов могут составить около 3,1 трлн рублей.

© 2024 Арсенал - группа компаний