Минэкономики разработало стратегию развития РФ с низкими парниковыми выбросами

Минэкономики направило на согласование в правительство Стратегию долгосрочного развития РФ до 2050 года с низким уровнем выбросов парниковых газов. Стратегия предполагает некоторое усиление национальной цели снижения выбросов и запуск инструментов экономического стимулирования компаний к их снижению, сообщает "Коммерсант".

Стратегия разработана в рамках комплекса мер по подготовке к ратификации Парижского соглашения (ПС) и совершенствованию госрегулирования выбросов парниковых газов (документ утвержден правительством в ноябре 2016 года, в сентябре 2019 года РФ присоединилась к ПС). В стратегии рассматриваются четыре сценария развития - базовый, интенсивный, инерционный и без мер господдержки.

Базовый учитывает, в том числе, "масштабное повышение энергоэффективности…, полное обеспечение баланса воспроизводства лесов, расширение площади их охраны и существенное сокращение сплошных рубок" благодаря мероприятиям в ЖКХ, промышленности, ТЭК и в транспортном секторе, введению национальной системы углеродного регулирования, роста доли ВИЭ и АЭС в энергобалансе. Последнее должно снизить выбросы парниковых газов на фоне роста экономики и уменьшения поглощающей способности российских лесов. Впрочем, с 2017 до 2030 год эмиссия парниковых газов несколько вырастет - с 1578 до 2077 млн тонн СО-2 эквивалента, однако после 2030 года начнет снижаться до уровня 1993 млн тонн к 2050 году. Углеродоемкость же ВВП будет постепенно снижаться: на 9% к 2030 году и на 48% к 2050 году от уровня 2017 года.

Альтернативный "интенсивный" сценарий (выбор в его пользу может сделать правительство), в частности, предполагает увеличение доли ВИЭ, а также развитие технологий захвата, хранения и переработки СО2 - наряду с отказом от сплошных рубок лесов. Этот сценарий "позволит достичь углеродной нейтральности во второй половине XXI века ближе к его завершению".

В документе предложена и новая цель снижения выбросов парниковых газов в РФ на 2030 год (она в ближайшее время будет законодательно зафиксирована и представлена в ООН Россией, как стороной ПС) - "минус 33%" от уровня 1990 года к 2030 году. Цифра учитывает поглощение лесами. Напомним, что предыдущая цель на 2030 год, которую РФ называла в 2015 году, к моменту утверждения ПС, составляла "минус 25%" от уровня 1990 года, сейчас РФ находится на уровне порядка "минус 50%" от уровня 1990 года.

По данным ООН, к марту 2020 года уже 14 стран и ЕС разработали стратегии долгосрочного низкоуглеродного развития. Стратегия США предполагает снижение выбросов парниковых газов на 80% или более к 2050 (от уровня 2005 года), Японии - на 80% к 2050 году от уровня 1990 года, а цель ЕС - углеродонейтральность к 2050 году.

В последний месяц на фоне принятия "Европейского зеленого курса" в РФ активизировалась дискуссия о возможных рисках введения углеродных таможенных ограничений для углеродоемких российских товаров. Введение в РФ национальной системы регулирования, по мнению ряда исследователей, позволит сформировать основу для защиты отечественных экспортеров и сформировать предпосылки для технологической трансформации экономики.

Несмотря на продолжающееся активное сопротивление введению внутреннего углеродного регулирования в РФ угольными и некоторыми металлургическими компаниями, отдельные НК активизировались с целью добиться у российского правительства запуска внутреннего рынка углеродного регулирования в форме, которая позволила бы им избежать налогообложения в ЕС.

© 2024 Арсенал - группа компаний